«Методическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ»
Потребность в обеспечении детских садов квалифицированными педагогическими кадрами невозможна без правильно-организованной методической работы.
Одним из основных условий жизнедеятельности любого дошкольного учреждения является методическое обеспечение педагогического процесса. С этого начинается организация методической работы в ДОУ.
Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению. Именно качество методического обеспечения во многом определяет качество реализации образовательного процесса в ДОУ.
Программно-методический комплекс дошкольного учреждения согласно ГОС отбирается с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии [1].
Через орган самоуправления ДОУ – педсовет, для осуществления образовательного процесса утверждается программа, соответствующая условиям отбора методического обеспечения.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.
Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической работы:
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
- разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды ДОУ;
- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.
2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и примерными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
- анализ выполнения временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
- анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.
3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков и профильных групп для каждой возрастной группы.
5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.
Следовательно, методическое обеспечение педагогов – это:
- необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
- это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
- апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
- информирование, просвещение и обучение кадров.
Методически обеспечить педагогический процесс означает: вовремя прийти на помощь организатору и исполнителю этой деятельности, создать такую систему взаимосвязанных мер, которые должны быть нацелены на обеспечение профессионального роста педагога, на развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников [26].
В заключение следует отметить, что результат, к которому мы стремимся, будет соответствовать следующим параметрам:
- Осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
- Субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования, повышение профессиональной компетентности педагогов;
- Активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
- Самореализация педагога в профессиональной деятельности.